Понедельник, 29.04.2024
Меню сайта
Категории каталога
Инфа о преподах [14]
Чтиво [6]
Главная » Статьи » Чтиво

Принципы и правила сдачи экзаменов

ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА СДАЧИ ЭКЗАМЕНОВ

(ПОЧТИ ШУТКА)

 

БОРЬБА С СОБОЙ

Экзамен - это бой. И в этом бою у вас два противника: первый и самый опасный - это вы сами, второй - экзаменатор. Рассмотрим их по порядку значимости.

Чтобы справится с собой при отсутствии опыта в этом деле, нужно очень много усилий. Одного количества усилий мало - они должны быть правильно направлены и распределены. Как это сделать?

Главное в деле достижения успеха на экзамене - это правильный настрой.

Ваше плохое настроение, ваша неуверенность, ваш страх не только соответствующим образом повлияют на качество ваших ответов, но и обязательно будут замечены экзаменатором, который не преминет этим воспользоваться.

Корнем всех этих страхов является не что иное, как мелочные и суетные надежды: надежда на помощь сокурсников, надежда на снисходительность преподавателя, надежда на бомбы, шпаргалки, телефон, пейджер, КПК, надежда на подсказки и т.п.

Чтобы избавиться от всякого страха, прежде всего, следует освободиться от призрачных надежд. Следует осознать, что надеяться вам абсолютно не на что, никто и ничто вам не поможет, что никаких мало-мальски значимых знаний у вас нет и уже невозможно как-либо восполнить этот громадный пробел. Конечно, бывали случаи, когда люди в одну ночь (как правило, под действием какого-нибудь допинга) выучивали целую науку (например, историю первобытного общества). Однако такие подвиги под силу далеко не всем и весьма опасны для здоровья подвижника.

Существует множество технических способов восполнить пробел в знаниях. Однако мне еще ни разу не приходилось видеть, чтобы они действительно сами по себе существенно помогали. Напротив, пользовавшиеся ими люди становились чрезвычайно нервными и неуверенными в себе. Нервность их проистекала из постоянной боязни уличения, а неуверенность - от стремления, во что бы то ни стало предельно точно соответствовать шпаргалке. Это совершенно не значит, что шпаргалками или иными подсказками, если уж они есть, стоит пренебрегать.

Экзаменационная ситуация настолько изменчива, стихийна, непредсказуема, что, по сути, напоминает саму жизнь. Поэтому безоглядно полагаться на что-либо, строить расчеты, питать надежды и т.п. нельзя. Четко осознав последнее обстоятельство, вы избавляетесь от оставшихся надежд и попадаете в особое состояние духа.

Закрепление этого состояния возможно различными способами, индивидуальными для каждого. Когда вы уже ни на что не рассчитываете, вами овладевает спокойствие. Препятствиями между вами и вашим успехом остаются теперь только ваше незнание и преподаватель - человек, которого вполне можно постараться убедить. Для этого существует особое искусство, состоящее в немногочисленной системе правил.

 

БОРЬБА С ЭКЗАМЕАТОРОМ

Экзаменатор - это, с одной стороны, собеседник, который занимает позицию вопрошающего и ждущего от вас совершенно определенных ответов на поставленные вопросы, а, с другой - человек с человеческим вниманием, человеческой наблюдательностью, человеческой эрудицией, человеческим темпераментом, человеческим самолюбием и прочими чисто человеческими “точками давления”.

Борьба с экзаменатором не есть преследование цели его уничтожения (морального или физического), эта цель бесперспективна по определению. Борьба должна быть направлена на смещение экзаменатора с занятой им формальной позиции в беседе и убеждении его в вашей высокой состоятельности в качестве собеседника на профессиональные темы. В случае достижения этой цели, даже если экзаменатор будет продолжать сомневаться в вашей подготовленности, он не сможет поставить вам низкую оценку.

Достижение поставленной цели возможно благодаря вашим собственным навыкам человеческого общения. Однако для экзамена существует ряд специальных правил, которых обязательно следует придерживаться.

 

Правило первое: НЕ МОЛЧАТЬ.

Что бы вам ни сказали, о чем бы вас ни спросили, вашей немедленной реакцией должна быть какая-то речь. Вы не должны оставлять места для пауз и говорить, во что бы то ни стало. Молчание, даже если оно глубокомысленное, многозначительно или символично, достаточно часто расценивается экзаменатором как признак незнания и используется против вас. Напротив, говорение, каким бы пустым оно ни было, часто может свидетельствовать если не о специальных знаниях, то об общей культуре. А это в большинстве случаев ценится, и может повлиять на оценку.

 

Правило второе: ГОВОРИТЬ БЫСТРО.

Быстрота косвенно свидетельствует об уверенности ответа. Если экзаменатор одергивает вас, требуя говорить медленнее, вы можете сказать, что это ваша естественная речь и что медленнее вам будет говорить трудно и непривычно.

 

Правило третье: ГОВОРИТЬ КАК МОЖНО МНОГОЗНАЧИТЕЛЬНЕЕ.

 Многозначительность касается как тона вашей речи, так и ее реального смысла. Многозначительность тона располагает слушателя к совместному постижению неких загадок, к беседе на равных о таких проблемах, которые, в принципе, одинаково недоступны как школьнику, так и академику и в незнании которых никому не стыдно признаться.

Многозначительность смысла является важнейшим условием для успеха любого ответа, поскольку позволяет вывернуться из любой критической ситуации. К таковым следует в первую очередь отнести разоблачение вашего ответа как неправильного.

 

Правило четвертое: ГОВОРИТЬ КАК МОЖНО БОЛЕЕ СПОРО,

стараясь свести экзамен к дискуссии на не имеющие однозначного ответа вопросы. Одна из главных ваших задач на экзамене - преодолеть ситуацию формального экзамена, когда экзаменатор должен спрашивать, а студент - отвечать, и выйти на оперативный простор свободной беседы, когда собеседники находятся в одинаковом положении. Вообще на экзамене не надо бояться спорить, главное, не переусердствовать. Если речь не идет о совершенно специфических знаниях, где вы явно можете попасть впросак, спорить полезно. Это создает атмосферу равноправия, а равному себе не так просто поставить неудовлетворительную оценку.

 

Правило пятое: ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЛЮБУЮ ВОЗМОЖОСТЬ, ЧТОБЫ РАССЕЯТЬ ВНИМАНИЕ ЭКЗАМЕАТОРА.

Когда экзаменатор полностью сосредоточен на вашем ответе, это может привести к неприятным последствиям. Напротив, его рассеянность позволит вам выдать за чистую монету очень многое. Добиться этого можно не только благодаря характеру вашего ответа, но и посредством различных побочных обстоятельств.

 

Правило шестое: ПОСТАРАЙТЕСЬ НЕ СОГЛАШАТЬЯ С КРИТИКОЙ В ВАШ АДРЕС.

Все, что кем-либо сказано в ваш адрес на экзамене хотя бы просто в критическом тоне (даже если оно кажется, вам справедливым), должно получить самый решительный отпор. Вы должны опровергнуть критику в ваш адрес, ничего не пропуская мимо ушей. Любые аргументы, высказанные в вашу защиту, будут иметь вес, а также займут время экзамена и внимание экзаменатора. Кроме того, он уже не будет позволять себе запросто критиковать вас, зная, что вы будете противостоять ему в любом вопросе. Отсутствие же эффективной критики является верным залогом высокой оценки, так как если экзаменатор не смог доказать вашу несостоятельность, то у него нет конвенциональных оснований низко вас оценивать.

 

Правило седьмое: ПРОЯВЛЯЙТЕ МАКСИМУМ ТЕМПЕРАМЕНТА.

Это не только говорит о вашей уверенности, но и оказывает сильное влияние на экзаменатора. Очень трудно противостоять живому напору.

 

Правило восьмое: БУДЬТЕ ГОТОВЫ ВСПОМНИТЬ ТО, ЧЕГО ВЫ НИКОГДА НЕ ЗНАЛИ.

Вы не должны допускать безвыходной ситуации. Однако если такое все-таки произошло, вы должны решить предложенную вам загадку, полагаясь исключительно на владение логикой и собственную интуицию. Люди, которые доверяли себе и не боялись решать такие задачи, совершали на экзаменах настоящие чудеса: их спрашивали, что такое “аргумент пари” у Паскаля - и они выдумывали его; их спрашивали, какие виды отчуждения у Маркса - и они угадывали их и т.п.

 

Правило девятое: ЕСЛИ ВЫ СЕРЬЕЗНО ГОТОВИЛИСЬ, ПОСТАРАЙТЕСЬ, ЧТОБЫ ЭКЗАМЕНАТОР НЕ ЗАПИСАЛ В ВЕДОМОСТЬ ОЦЕНКУ, КОТОРАЯ ВАС НЕ УСТРАИВАЕТ.

Истинный Студент способен удерживать висящую над ведомостью ручку экзаменатора сколь угодно долгое время. Если же вы допустили такую ситуацию, требуйте у экзаменатора дополнительных вопросов, приводите серьезные аргументы, но не давайте придать низкой оценке ваших ответов характер официального документа.

-------------------------------------------------------

Перечисленные правила составляют искусство сдачи экзаменов. Говорят, что те, кто в совершенстве овладел этим искусством, способен сдавать китаеведу китайский язык, не зная его. Успех студента, будет зависеть от степени отрешенности  и сосредоточенности при сдаче экзамена.

Например, если истинного студента спросить, что он сделает, если во время сдачи им экзамена небеса внезапно свернутся, как свиток, земля затрясется и начнется в полном объеме и со всеми атрибутами конец света, то он может ответить так.  “Первое, что я сделаю, - это обращу на это обстоятельство внимание экзаменатора, указав, что происходящее существенно ухудшает экзаменационную атмосферу. Во-вторых, Дам понять экзаменатору, что есть отвлекающие меня обстоятельства, мешающие мне давать ему взвешенные ответы. Вконец, я воспользуюсь всем этим, чтобы выиграть время и придумать как можно более удачный ответ на поставленный вопрос”.

 

Все эти приемы можно использовать не только в экзаменационном, но и в любом формальном  общении с преподавателем, а в той части, которая касается содержания ваших ответов, - и в создании письменных работ. Кроме того, в реальной жизни очень многие люди ведут себя с вами так, как будто они являются экзаменаторами, а вы – экзаменуемыми, поэтому искусство общения может вам пригодиться всегда.

 

Владение искусством межличностного общения дает явные преимущества тому, кто им обладает.

Категория: Чтиво | Добавил: Cko (06.01.2008)
Просмотров: 1692 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/3 |

Всего комментариев: 3
3 Nevea  
0
Tocudhown! That's a really cool way of putting it!

2 DIVONICH  
0
а мы не знали Владение искусством межличностного общения дает явные преимущества тому, кто им обладает. это еще со школы общепризнанный фахт!

1 742701  
0
biggrin

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Реклама
Статистика
Copyright ck0o © 2024