Приступая к занятиям, максимально мобилизуйте свою волю,
постарайтесь отвлечься от того, что занимало ваши мысли перед этим.
Предварительно просмотрите материал задания, составьте план предстоящей
работы.
Если сосредоточить внимание мешают волнение, тревога в
связи с предстоящим экзаменом, зачетом, займитесь конспектированием или
составлением тезисов. В силу своей непрерывности этот процесс делает
невозможными частые и длительные отключения внимания. Примерно такой же
эффект дает чтение материала вслух. После того как вам удалось
сосредоточиться, можно вернуться к чтению про себя.
Устойчивость внимания во многом зависит от того, насколько
хорошо вы усвоили предыдущие разделы программы. Прежде чем приступать к
изучению новой темы, просмотрите пройденное ранее, полистайте конспект.
Если же по какой-либо причине материал вообще вами не изучался, начните
с ликвидации существующих пробелов.
Осмысливайте новый материал, но при этом помните: слишком
медленный темп способствует переключению внимания на посторонние
объекты.
Избегайте наступления психического состояния монотонности,
при котором устойчивость внимания снижается. Чередуйте чтение с
обдумыванием, пересказыванием, решением задач и подбором собственных
примеров.
Контролируйте и подавляйте непроизвольные переключения
внимания, вызванные действием как внешних раздражителей (звонки
телефона, громкие голоса, хлопанье дверей и т.п.), так и внутренних
стимулов (мыслительные ассоциации).
Если в процессе чтения вы осознали, что на какое-то время
«отключились», заставьте себя сразу же вернуться к тому месту, где
произошел «провал». Определить его можно следующим образом: при
повторном прочтении весь предыдущий текст будет восприниматься как
незнакомый. Обязательные возвращения обеспечат не только более глубокое
усвоение материала, но и повышение устойчивости внимания.
ПРИЕМЫ ЭФФЕКТИВНОГО ЗАПОМИНАНИЯ.
Для лучшего запоминания необходимо думать, любая
информация должна быть осмысленна и оценена. Постарайтесь найти главную
мысль и выстроить цепь фактов, поддерживающих ее. Лучший способ —
сделать опорный конспект.
Интерес к материалу повышает продуктивность запоминания. Четко осознайте, чем полезна будет вам данная информация.
К предстоящей работе с материалом надо готовиться.
Психологами установлено, что новое гораздо легче усваивается, если
предварительно прочитать на эту тему что-либо популярное, обсудить ее с
друзьями, родственниками.
Не следует перегружать информацией память за короткий
промежуток времени. Это особенно касается подготовки к зачетам и
экзаменам. Объем оперативной памяти равен 7 единицам: при одновременном
восприятии мы можем удержать в памяти в среднем 7 объектов — 7 слов, 7
фраз, 7 параграфов. Причем легче запомнить первый и последний элементы
ряда.
Не следует учить друг за другом похожие предметы: физику
после математики, историю после литературы. Лучший способ забыть только
что выученное — попытаться тут же запомнить нечто похожее.
Информация должна восприниматься как единое целое.
Экзаменационный билет нужно прочитать целиком и попытаться
воспроизвести сразу все.
Повторение — мать учения. Психологи установили, что через
30 минут забывается 40% новой информации, на следующий день — 34%,
через месяц — 21%. С учетом этого и надо повторять: первый раз сразу
после прочтения, второй раз — через полчаса, третий — через день, а
четвертый раз — через 2—3 недели.
8. Необходимо бороться с забывчивостью. Представляя обстановку, в
которой происходило событие, можно вспомнить и само это событие. Так,
узелок на память, завязанный в определенной ситуации, или крестик на
руке впоследствии помогают вспомнить повод, по которому они появились.
КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К СОЧИНЕНИЮ.
Выберите тему сочинения. Вы должны ее понять, осмыслить,
убедиться, что вы владеете соответствующим литературным материалом и у
вас есть опыт написания сочинений на подобные темы.
Проанализируйте формулировку темы. Найдите в ней ключевые
слова и понятия, которые определят направление работы и жанр сочинения.
Выработайте концепцию сочинения, то есть определите ту идею,
которую вы будете доказывать. Для этого переформулируйте тему сочинения
так, чтобы она представляла собой вопрос, и попытайтесь кратко на него
ответить.
Составьте план. Важно, чтобы пункты плана не повторяли
друг друга, так как каждая часть должна стать ступенькой к итоговому
выводу. К каждому пункту плана нужно подобрать фрагменты, эпизоды и
цитаты, анализ которых подтвердит ваши тезисы. В процессе работы план
может корректироваться, но он всегда должен быть перед глазами: это не
позволит вам нарушить логику и отклониться от темы.
Продумайте вступление. В нем можно решить несколько задач:
конкретизировать тему, продемонстрировать индивидуальность и
эмоционально-личностное отношение к анализируемому материалу. В любом
случае стоит избегать скучных стандартных вступлений.
Выполните работу на черновике. Обратите внимание на
соответствие вступления и заключения. Они должны «перекликаться»:
лирическое вступление предполагает достаточно эмоциональную, яркую
концовку.
Отредактируйте черновик. Не забудьте, что при любом
сокращении, замене или вставке нужно прочитать весь фрагмент, в который
вносились изменения. Это позволит избежать речевых повторов. На этом
этапе следует сделать стилистическую и орфографическую правку, обратить
внимание на словоупотребление, построение предложений, стилевое
единство текста.
Перепишите работу на чистовик.
ПРАВИЛА ГРАМОТНОГО ЧТЕНИЯ.
Внимательно познакомьтесь с аннотацией, предисловием;
перечитайте заголовок книги или статьи. Подумайте над его смыслом. Это
позволит настроиться на работу с материалом и определить свое отношение
к информации: почему это полезно?
Приготовьте карандаш, закладки, карточки для выписок.
Оформите библиографическое описание книги (или статьи) на отдельной
карточке, чтобы внести ее в свою картотеку.
Первоначально прочитайте весь текст целиком, обращая
внимание на логику выстраивания фактов и аргументов, на
иллюстрированный материал, схемы, графики, таблицы, факты и цифры.
Читайте с карандашом в руках и делайте первоначальные пометки. Если
что-то вызвало интерес или вопросы, то на полях книги или на
специальной карточке зафиксируйте условным знаком, словесно.
Приступайте к углубленному чтению. Будьте готовы к тому,
что в тексте встретятся незнакомые термины, слова, нестандартно
построенные фразы. Возвращайтесь к прочитанному. Не следует забывать,
что осмысление прочитанного идет на нескольких уровнях: смысловом,
стилистическом, культурном. Подключайте воображение, интуицию.
Старайтесь перевести отдельные фрагменты на язык образов. Это поможет
запоминанию.
Пользуйтесь текстовыми пометами. Они представляют собой
широкие закладки с указанием страниц внизу: на них можно делать записи,
а потом хранить, прикрепив к сделанной ранее библиографической
карточке.
6. Не забывайте о повторном чтении. Его цель — проверить, усвоена
ли логика авторского размышления, остался ли в памяти (или в записи)
фактический материал; готовы ли вы оценить прочитанное.
ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ КОНСПЕКТОВ, ТЕЗИСОВ, РЕФЕРАТОВ.
Конспекты, тезисы и рефераты называют вторичными текстами, потому
что они всегда создаются на основе исходного текста-первоисточника.
Конспект представляет собой письменную запись основных положений,
прочитанного или воспринятого на слух. Один из видов конспекта — это
письменная фиксация основных положений исходного текста. Он
предполагает дословную запись, при которой сохраняется структура
исходного текста. Такой вид конспекта называется текстуальным.
В некоторых случаях информацию удобнее «сжать» и подать блоками,
информационными схемами. Такой конспект называется схематическим.
Третий вид конспекта предполагает сокращенную запись исходного текста в виде основных положений по плану.
При конспектировании важно понять прочитанное (или услышанное) и
перекодировать, «сжать» полученную информацию, но без искажения смысла:
прочитайте текст, уясните логику и последовательность изложения фактов;
сгруппируйте материал по смысловым блокам, пронумеруйте их;
составьте план следования смысловых частей, блоков;
в каждой смысловой части выделите тематические и смысловые опоры: ключевые слова и фразы, подчеркните их;
в зависимости от вида конспекта запишите выделенную информацию в виде развернутого плана или схемы.
Тезисы — это кратко сформулированные основные положения научной статьи.
Каждый тезис освещает какую-то проблему и составляет обычно отдельный абзац.
В отличие от плана, который даже в развернутой форме только называет рассматриваемые вопросы, тезисы раскрывают ее решение.
Цель написания тезисов — сообщить основные факты, информировать
слушателя в максимально короткие сроки. Этим объясняется отсутствие
примеров, цитат, а также лаконизм стиля.
Реферат — адекватное по смыслу изложение содержания текста,
поданное в определенной последовательности и содержащее оценку
первоисточника. Цель написания реферата — сообщить новые сведения,
оценить актуальность и значимость информации. При этом сохраняется
логика авторского текста и возможная корректная оценка его содержания
или концепции. Приступая к написанию реферата, необходимо учитывать
следующие моменты:
оформление титула;
наличие плана работы;
использование графических выделений;
употребление специальных оборотов — маркеров частей.